Назар Токар
Опубліковано: 20 Травня 2009
Оновлено: 6 Травня 2017

Давно не писал. Много чего произошло, успел пожить в Питере и вернуться оттуда домой. Хоть и есть на что посмотреть, но климат не располагает к существованию живых организмов :).

И вот совсем недавно один знакомый предложил мне нарисовать дизайн сайта. Дизайн, скажем сразу, предельно прост — шапка с меню и контент в две колонки.

На вопрос о стоимости работы я честно ответил свою привычную цену. Что моего собеседника очень и очень удивило: он рассчитывал на 40$, я же хотел раз в 10 больше. Он объяснил мне, что считает такой проект работой «на час, не больше», а мою цену неоправданно высокой.

В процессе разговора выяснилось, что, делая по 10 предельно простых сайтов в месяц, он живёт обеспеченно и не понимает, кто и за что может требовать больше, ведь работы-то немного.

Тут и я задался вопросом — как правильно определить свою ценовую политику и в нужный момент аргументированно использовать её преимущества. Предлагаю рассмотреть два варианта: делать помногу и недорого или реже, но дороже.

Помногу и дёшево

Имеется ввиду изготовление 10 сайтов по 100$ за каждый с заработком по 1.000$ в месяц. Для такого способа работы не требуется особых навыков или большого опыта. Можно банально открывать templatemonster.com и предлагать выбрать понравившийся вариант, на основе которого делать «дизайн».

Можно выбрать одну CMS и делать простые сайты-визитки без наворотов и изысканных скриптов типа магазина или т.п. Хотите что-то покруче? Это не ко мне, извините.

Но у медали две стороны. Делая одну и ту же монотонную работу (пускай и приносящую прибыль), мы рискуем потерять профессионализм и когда подвернётся серьёзный проект просто понять, что вряд ли с ним справимся.

Представьте, например, легко ли будет нарисовать аналог russia.ru после десятка таких — doctorcomp.com.ua?

Также не стоит забывать, что далеко не каждый клиент готов понять, что дорогой товар стоит дорого. Т.е. рассчитывайте, что один из пяти всё же будет требовать к себе повышенного внимания и простой сайт-визитка может превратиться в интернет-магазин с тем же бюджетом.

Если хотите работать по этому методу, я бы рекомендовал сразу оговаривать кол-во и сложность вариантов дизайна и кол-во правок в макете.

Важно помнить, что в любом проекте есть вероятность того, что клиент останется недоволен результатом и придётся все переделывать. И если в случае с большим проектом мы можем учесть время для таких до- и переделок, то в случае «конвеерной» работы это сдвинет рамки остальных проектов и возникнет риск сорвать сроки.

И ещё, небольшой же бюджет ещё не гарантирует своевременную оплату. В крайне неприятном случае мы можем оказаться в ситуации, когда сданы 10 сайтов, но никто из заказчиков не торопится платить.

Редко, но дорого

Некоторым проще делать 1 сайт в 2 месяца, получая за него 2.000$. В этом случае нам не грозит монотонность работы — с такой стоимостью вас ждёт как минимум уже несколько раз упомянутый интернет-магазин, а иногда и что-то оригинальное, например крупные порталы или сложные пользовательские интерфейсы.

Будьте готовы создавать что-то новое. Если в случае «конвеера» нужен всего лишь средний продукт, то здесь от вас потребуют хорошего результата.

Если проект действительно большой, то скорее всего вам придётся работать не одному, а в сотрудничестве с другими специалистами. Это может быть интересно с точки зрения новых знакомств, но в то же время возможны проблемы, ведь не все могут найти общий язык.

Конечно, и здесь не без недостатков. Если в первом случае задание ограничится фразой «сделай как на этом макете, только с моим логотипом», то в случае более крупного сайта нужно как минимум составить техзадание и написать подробный план работ.

А иногда ещё и проконсультировать сотрудников компании-заказчика по особенностям настройки и работы с CMS, встречаться или созваниваться и обсуждать аспекты проекта, заключать договор и прочее. Т.е. готовьтесь к длительной кропотливой работе.

Итого

Каждый выбирает для себя чаще всего что-то среднее между этими способами работы. Вероятно, большинство читателей согласится, что наилучший метод — это делать часто и дорого. Но это сложнее, чем кажется. А какой ценовой политики придерживаетесь вы? И как аргументируете стоимость проекта при общении с заказчиком?

← Тисни «Лайк», щоб читати нас у Фейсбуці
Tokar_ua Будьте в курсі. Долучайтесь до нашого каналу в Telegram.

    Поширити у Фейсбуці
    Надіслати у Messenger
    Надіслати в Telegram
    Надіслати у WhatsApp
    Зберегти в Pocket

    Додати коментар

    Такий e-mail вже зареєстровано. Скористуйтеся формою входу або введіть інший.

    Ви вказали некоректні логін або пароль

    Вибачте, для коментування необхідно увійти.

    21 коментар

    спочатку нові
    за рейтингом спочатку нові за хронологією

    Не стоит делать очень дешево. Всегда в работу стоит закладывать все риски (или компенсировать это полной предоплатой)

    Автор

    Gena, вы какую выбрали? WP?

    Можно выбрать одну CMS и делать простые сайты-визитки-для меня на данный момент-это оптимальный вариант, пока не дорос до большего

    Автор
    Назар Токар

    Домой, на Украину. Или в Украину :)

    Куда вернулся?

    Автор
    Назар Токар

    Александр, к любому делу можно подойти творчески. Вот только иногда это необходимо, а иногда просто возможно.

    Александр Реушкин

    Обо всём можно сказать. И станцевать о картине тоже можно. Что бы увидеть надо сходить на балет.

    Хорошо, спросим по другому.

    Про какое действие можно сказать, что оно творческое:

    — прыжок с парашютом

    — анализ информации

    — бег босиком по снегу

    — сбор информации

    — рисование иконки/кнопки

    Автор
    Назар Токар

    Процесс даёт результат. А описать творчество это почти как станцевать о картине. Я не говорю, что в каждом моём сайте и плакате есть творчество, иногда это просто работа.

    Александр Реушкин

    А в чём именно заключается творчество?

    Можете описать творческий процесс в дизайне? Что даёт этот творческий процесс?

    Автор
    Назар Токар

    Как дизайн, так и программирование :)

    Александр Реушкин

    Хм, а что вы подразумеваете под творческой работой?

    Автор
    Назар Токар

    Именно так, но здесь речь уже не идёт о затратах человеко-часов. Часы хорошо подойдут для рутинной несложной работы, но вряд ли для творческой.

    Александр Реушкин

    Именно так. Срок неделя, а цена за реально проделанную работу.

    Вот и приходится в обосновании таких сроков говорить, что надо ознакомиться с областью деятельности, целевой аудиторией и прочее.

    Автор
    Назар Токар

    Вдохновение должно прийти в течение недели, значит, сроки — неделя :). А стоимость имхо лучше указывать за типовую задачу (лого, сайт, скрипт).

    Александр Реушкин

    Дедушка, спасибо за спасибо) Раскладка помогает.

    Александр Реушкин

    Вдохновение есть и у программистов. Без него (вдохновения) вообще как-то не работается никому.

    А в действительности клиента не должно волновать время когда к исполнителю придёт вдохновение. Его интересует время работы над его проектом.

    То есть вдохновение может приходить 2 дня, но выполнять заказ буду 4 часа. Клиент и должен платить за 4 часа.

    Автор
    Назар Токар

    Кстати, Александр, респект за правильные кавычки и длинные тире в блоге :).

    Автор
    Назар Токар

    Работу в часах может выставлять программист. А дизайнеру же зачастую (если это не иконки или просто баннеры) почасовку никак не определить. Т.е. если нужно что-то не рутинное, тоэто может занять как день, так и неделю. Вдохновение или как это назвать.

    Александр Реушкин

    Да, с постоянными клиентами немного по другому цена образуется. Главным образом из-за скидки.

    Но скидки лучше сразу определить, если и не показывать клиенту, то хотя бы для самого себя. Так как одному клиенту можно сделать скидку, а другому нет.

    Я делаю скидки начиная с 3-его заказа.

    Согласен с Александром. Примерно так же все, главный принцип умножить примерное количество часов на стоимость часа.

    Хотя вот с постоянными и состоятельными клиентами еще проще, я сначала делаю, а потом уже думаю сколько за это взять (опять же из учета потраченного времени).

    И у меня бывает что как раз получается за месяц помногу (до 10 проектов), но все равно не дешево :) Просто я думаю это со спецификой связано, я как программист поддерживаю несколько магазинов, там естественно много работы быть не может (т.к. все работает уже), но доработки требуются практически постоянно.

    Александр Реушкин

    Для определения стоимости проекта пользуюсь такой вот простой формулой:

    Стоимость работ = количество часов * стоимость часа работ

    Перед началом работ составляется план работы, в котором оговаривается что и сколько будет занимать по времени.

    Для себя к этой формуле ещё прибавляется стоимость за личную заинтересованность проектом. Так же в стоимость часа работ входит сумма, которая откладывается как резервная, в случае если заболею, отпуск и прочее (на чёрный день).