Назар Токар
Опубліковано: 20 Травня 2009
Оновлено: 6 Травня 2017

Давно не писал. Много чего произошло, успел пожить в Питере и вернуться оттуда домой. Хоть и есть на что посмотреть, но климат не располагает к существованию живых организмов :).

И вот совсем недавно один знакомый предложил мне нарисовать дизайн сайта. Дизайн, скажем сразу, предельно прост — шапка с меню и контент в две колонки.

На вопрос о стоимости работы я честно ответил свою привычную цену. Что моего собеседника очень и очень удивило: он рассчитывал на 40$, я же хотел раз в 10 больше. Он объяснил мне, что считает такой проект работой «на час, не больше», а мою цену неоправданно высокой.

В процессе разговора выяснилось, что, делая по 10 предельно простых сайтов в месяц, он живёт обеспеченно и не понимает, кто и за что может требовать больше, ведь работы-то немного.

Тут и я задался вопросом — как правильно определить свою ценовую политику и в нужный момент аргументированно использовать её преимущества. Предлагаю рассмотреть два варианта: делать помногу и недорого или реже, но дороже.

Помногу и дёшево

Имеется ввиду изготовление 10 сайтов по 100$ за каждый с заработком по 1.000$ в месяц. Для такого способа работы не требуется особых навыков или большого опыта. Можно банально открывать templatemonster.com и предлагать выбрать понравившийся вариант, на основе которого делать «дизайн».

Можно выбрать одну CMS и делать простые сайты-визитки без наворотов и изысканных скриптов типа магазина или т.п. Хотите что-то покруче? Это не ко мне, извините.

Но у медали две стороны. Делая одну и ту же монотонную работу (пускай и приносящую прибыль), мы рискуем потерять профессионализм и когда подвернётся серьёзный проект просто понять, что вряд ли с ним справимся.

Представьте, например, легко ли будет нарисовать аналог russia.ru после десятка таких — doctorcomp.com.ua?

Также не стоит забывать, что далеко не каждый клиент готов понять, что дорогой товар стоит дорого. Т.е. рассчитывайте, что один из пяти всё же будет требовать к себе повышенного внимания и простой сайт-визитка может превратиться в интернет-магазин с тем же бюджетом.

Если хотите работать по этому методу, я бы рекомендовал сразу оговаривать кол-во и сложность вариантов дизайна и кол-во правок в макете.

Важно помнить, что в любом проекте есть вероятность того, что клиент останется недоволен результатом и придётся все переделывать. И если в случае с большим проектом мы можем учесть время для таких до- и переделок, то в случае «конвеерной» работы это сдвинет рамки остальных проектов и возникнет риск сорвать сроки.

И ещё, небольшой же бюджет ещё не гарантирует своевременную оплату. В крайне неприятном случае мы можем оказаться в ситуации, когда сданы 10 сайтов, но никто из заказчиков не торопится платить.

Редко, но дорого

Некоторым проще делать 1 сайт в 2 месяца, получая за него 2.000$. В этом случае нам не грозит монотонность работы — с такой стоимостью вас ждёт как минимум уже несколько раз упомянутый интернет-магазин, а иногда и что-то оригинальное, например крупные порталы или сложные пользовательские интерфейсы.

Будьте готовы создавать что-то новое. Если в случае «конвеера» нужен всего лишь средний продукт, то здесь от вас потребуют хорошего результата.

Если проект действительно большой, то скорее всего вам придётся работать не одному, а в сотрудничестве с другими специалистами. Это может быть интересно с точки зрения новых знакомств, но в то же время возможны проблемы, ведь не все могут найти общий язык.

Конечно, и здесь не без недостатков. Если в первом случае задание ограничится фразой «сделай как на этом макете, только с моим логотипом», то в случае более крупного сайта нужно как минимум составить техзадание и написать подробный план работ.

А иногда ещё и проконсультировать сотрудников компании-заказчика по особенностям настройки и работы с CMS, встречаться или созваниваться и обсуждать аспекты проекта, заключать договор и прочее. Т.е. готовьтесь к длительной кропотливой работе.

Итого

Каждый выбирает для себя чаще всего что-то среднее между этими способами работы. Вероятно, большинство читателей согласится, что наилучший метод — это делать часто и дорого. Но это сложнее, чем кажется. А какой ценовой политики придерживаетесь вы? И как аргументируете стоимость проекта при общении с заказчиком?

Засновник і керівник видання Tokar.ua. Програміст, адміністратор української Вікіпедії.
← Тисни «Лайк», щоб читати нас у Фейсбуці
Поширити у Фейсбуці
Надіслати у Messenger
Надіслати в Telegram
Надіслати у WhatsApp
Зберегти в Pocket
Обговорення

  1. Не стоит делать очень дешево. Всегда в работу стоит закладывать все риски (или компенсировать это полной предоплатой)

  2. Gena, вы какую выбрали? WP?

  3. Gena

    Можно выбрать одну CMS и делать простые сайты-визитки-для меня на данный момент-это оптимальный вариант, пока не дорос до большего

  4. Домой, на Украину. Или в Украину :)

  5. wa3x

    Куда вернулся?

  6. Александр, к любому делу можно подойти творчески. Вот только иногда это необходимо, а иногда просто возможно.

  7. Процесс даёт результат. А описать творчество это почти как станцевать о картине. Я не говорю, что в каждом моём сайте и плакате есть творчество, иногда это просто работа.

  8. Александр Реушкин

    Обо всём можно сказать. И станцевать о картине тоже можно. Что бы увидеть надо сходить на балет.

    Хорошо, спросим по другому.
    Про какое действие можно сказать, что оно творческое:
    — прыжок с парашютом
    — анализ информации
    — бег босиком по снегу
    — сбор информации
    — рисование иконки/кнопки

  9. Как дизайн, так и программирование :)

  10. Александр Реушкин

    А в чём именно заключается творчество?

    Можете описать творческий процесс в дизайне? Что даёт этот творческий процесс?

  11. Именно так, но здесь речь уже не идёт о затратах человеко-часов. Часы хорошо подойдут для рутинной несложной работы, но вряд ли для творческой.

  12. Вдохновение должно прийти в течение недели, значит, сроки — неделя :). А стоимость имхо лучше указывать за типовую задачу (лого, сайт, скрипт).

  13. Александр Реушкин

    Хм, а что вы подразумеваете под творческой работой?

  14. Александр Реушкин

    Именно так. Срок неделя, а цена за реально проделанную работу.
    Вот и приходится в обосновании таких сроков говорить, что надо ознакомиться с областью деятельности, целевой аудиторией и прочее.

  15. Александр Реушкин

    Дедушка, спасибо за спасибо) Раскладка помогает.

  16. Александр Реушкин

    Вдохновение есть и у программистов. Без него (вдохновения) вообще как-то не работается никому.

    А в действительности клиента не должно волновать время когда к исполнителю придёт вдохновение. Его интересует время работы над его проектом.

    То есть вдохновение может приходить 2 дня, но выполнять заказ буду 4 часа. Клиент и должен платить за 4 часа.

  17. Кстати, Александр, респект за правильные кавычки и длинные тире в блоге :).

  18. Работу в часах может выставлять программист. А дизайнеру же зачастую (если это не иконки или просто баннеры) почасовку никак не определить. Т.е. если нужно что-то не рутинное, тоэто может занять как день, так и неделю. Вдохновение или как это назвать.

  19. Артем

    Согласен с Александром. Примерно так же все, главный принцип умножить примерное количество часов на стоимость часа.

    Хотя вот с постоянными и состоятельными клиентами еще проще, я сначала делаю, а потом уже думаю сколько за это взять (опять же из учета потраченного времени).

    И у меня бывает что как раз получается за месяц помногу (до 10 проектов), но все равно не дешево :) Просто я думаю это со спецификой связано, я как программист поддерживаю несколько магазинов, там естественно много работы быть не может (т.к. все работает уже), но доработки требуются практически постоянно.

  20. Александр Реушкин

    Да, с постоянными клиентами немного по другому цена образуется. Главным образом из-за скидки.
    Но скидки лучше сразу определить, если и не показывать клиенту, то хотя бы для самого себя. Так как одному клиенту можно сделать скидку, а другому нет.

    Я делаю скидки начиная с 3-его заказа.

  21. Александр Реушкин

    Для определения стоимости проекта пользуюсь такой вот простой формулой:

    Стоимость работ = количество часов * стоимость часа работ

    Перед началом работ составляется план работы, в котором оговаривается что и сколько будет занимать по времени.

    Для себя к этой формуле ещё прибавляется стоимость за личную заинтересованность проектом. Так же в стоимость часа работ входит сумма, которая откладывается как резервная, в случае если заболею, отпуск и прочее (на чёрный день).