Назар Токар
Опубліковано: 28 Листопада 2012
Оновлено: 13 Липня 2017

Автор книги Борис Акунин (Григорий Шалвович Чхартишвили, родился 20 мая 1956, в Зестафони, в Грузинской ССР) — писатель, учёный-востоковед, в частности, знаток Японии, литературовед, переводчик, общественный деятель. Кроме Акунина использовал псевдонимы Анна Борисова и Анатолий Брусникин. В данное время продолжает писать на своей вилле городе Сен-Мало на северо-западном французском побережье, где у него “всегда есть вдохновение”.

Именно с этой книги мне хочется начать серию заметок на литературные темы.

“Коронация” или “Последний из романов” — великосветский детектив, вышел в свет в 2000-м году в московском издательстве “Захаров”. Этот детектив — восьмая из четырнадцати существующих на сегодняшний день книг, посвященных приключениям статского советника Эраста Фандорина.

Попала мне в руки эта книга совершенно случайно и на первых порах не вызвала совершенно никакой радости. Да и чему тут радоваться, спросите вы, — карманный формат, в пору подходящий, простите за выражение, Дарье Донцовой с ее ироническими детективными романами, мягкий переплет и соответствующий карманному чтиву объем. Более того, книга была уже порядком затерта и потрепана, так что особого желания читать у меня не возникало. Тем не менее, первое впечатление оказалось обманчивым — книга оказалась динамичной и пресыщенной красивым русским языком, эпитетами и оборотами, радующими слух и ярко рисующими картину московской действительности 1896-го года. Где, собственно, и происходит действие сюжета.

Впрочем, иногда действия принимают настолько неожиданный и загадочный оборот, что приходится нехотя лезть за словарем:

Возница уважительно поглядел на мою зеленую ливрею с позументами, на золотой эполет с аксельбантом (для того чтобы проникнуть в церемониальную колонну, я нарядился в парадную форму, а после переодеться времени не было – хорошо хоть треуголка с плюмажем осталась дома) и назвал меня «ваше превосходительство».

Очнувшись после первых 50-ти страниц, я понял, что книгу эту дочитаю до конца, причем, сделаю это за пару вечеров, благо формат ее позволял это сделать даже с моей черепашьей скоростью чтения. Огорчало одно — три с половиной сотни страниц формата А5 это отнюдь не комплексный обед. Это, скорее, полтарелки супа в ожидании основного блюда. Но и здесь обнаруживается плюс — сразу после прочтения задумываешься, где же найти продолжение серии.

Не описывая сюжета и не вдаваясь в подробности, заметим, что роман описывает отрезок времени накануне и во время коронации императора Николая II.

Я читал книгу в 2006-м, поэтому, освежив знания, вкратце опишу сюжет: незадолго до коронации преступник похищает четырехлетнего сына великого князя Георгия Александровича и требует за него выкуп — бриллиант “Граф Орлов”, украшающий символ власти — скипетр императора. Если в назначенное время выкуп не будет получен, злоумышленник обещает прислать ребенка отцу обратно, но уже по частям. Ни один из предложенных вариантов развития событий не устраивает семью монарха: сын нужен живым и здоровым, а без скипетра невозможно проведение коронации нового императора России. В результате честь великой монархии в очередной уже раз висит на тонком волоске и справиться с ситуацией придется нашему герою — Эрасту Петровичу.

Впрочем, бессмысленным героизмом, крылатыми фразами, разбрасываемыми налево и направо главными участниками действия, толпами ликующих горожан, а также банальностью сюжетной линии здесь и не пахнет — статский советник часто замкнут, заикается, и, хоть и владеет в совершенстве восточными боевыми искусствами, но отнюдь не производит на окружающих впечатления супергероя.

Не то чтобы это было так уж важно, но я почему-то никак не мог успокоиться. Наконец, не выдержав, спросил шёпотом:
— Сегодня семнадцатое?
Фандорин достал брегет, блеснули фосфорические стрелки.
— Уже пять минут как в-восемнадцатое.

Как я упоминал выше, Коронация — восьмая книга из серии детективов про Фандорина. Ожидая подвох, я думал, что многое из прошлой жизни героя будет неясно, а посылок к прошлым событиям я рисковал вообще не понять. Но, то ли мне повезло с книгой, то ли автор романа побеспокоился об этом заранее, книга самостоятельна и хорошо читается как отдельное литературное произведение, не оставляя впечатления недосказанности или незавершенности.

Повествование в романе ведется от имени дворецкого Афанасия Зюкина. В отличие от своих британских коллег, он никого не убивает, а лишь записывает все происходящее во дворце императора, заодно помогая Фандорину.

Я вынул горстку почерневших серебряных монет и горестно на них уставился.
– Это всё, что у вас есть?. – Эраст Петрович взял один неровный кружок, повертел его в пальцах. – Петровский алтын. Вряд ли на него мы что-нибудь купим. В антикварной лавке ваши с-сокровища охотно приобретут, но появляться в людных местах в нашем нынешнем виде рискованно. Итак, положение странное: у нас имеется б-бриллиант стоимостью в нивесть сколько миллионов, а мы не можем купить и куска хлеба.

Эраст Петрович, везучий в азартных играх и постоянно одинокий, хоть и любимый женщинами, распутывает дело с помощью Масы, японского слуги, который неотступно следует за своим хозяином. Мне было неясно, чем Эраст заслужил такую честь. Маса и сам является довольно яркой и сильной личностью, поэтому такая привязанность должна чем-то объясняться. Увы, из “Коронации” этого ясно не будет и вам придется искать ответы в одной из первых книг серии.

В 1896-м году Фандорину исполняется сорок лет и, подводя своеобразный итог очередного этапа жизни, в этом возрасте он не похож на завсегдатая трактиров, которого съел быт, более того — не похож он и на дамского угодника. Акунин представляет его нам как некий сборный аристократический идеал конца 19-го века. Востребованный во многих сферах жизни, живший длительное время в Японии, он отличается от обывателей широким кругозором, физической выносливостью, ясностью ума и хорошими манерами.

— Я слился с домом в одно сущее, дал дому проникнуть в себя и стал слышать его д-дыхание, — с самым серьёзным видом заявил Эраст Петрович.
— Есть такая восточная м-методика. Долго рассказывать. Но с минуту назад дом начал скрипеть и покачиваться. Он г-готовится исторгнуть из себя людей.
Трудно было сразу понять, шутит Фандорин или же начал заговариваться. Я склонялся ко второму, потому что для шутки выходило слишком уж несмешно.
— Господин Фандорин, вы спите? –- осторожно поинтересовался я, и в этот самый миг окна вдруг погасли. Полминуты спустя дверь открылась, и вышли двое.

У Фандорина хороший вкус и большой послужной список, благодаря которому у него есть как множество доброжелателей и поклонников, так и завистников, а также явных и скрытых соперников. И, проводя аналогию с парой Холмса и Мориарти, мы можем увидеть двух гениев, которые, находясь по разные стороны баррикад, противостоят друг другу не только и не столько физически, сколько интеллектуально. Доктор Линд, преступник международного масштаба, знает, что ему могут противостоять единицы, поэтому и ждет ответа от Фандорина.

Вызов, брошенный императорской семье, можно смело считать вызовом самому Фандорину. По задумке автора романа, именно Эраст — один из немногих, кто сможет противоставить хоть что-то гениальному злоумышленнику, которому удалось выкрасть то, за чем днем и ночь следит многочисленная охрана императорского дворца, сердца династии Романовых. Удастся ли спасти члена семьи и спасти бриллиант, как судьба распорядится Фандориным и избежит ли преступник законного наказания, читайте в “Коронации”.

Подводя итог, хочу порекомендовать вам начать чтение серии приключений Фандорина если не с самой первой книги (“Азазель”), то хотя бы с “Последнего из романов”. И пожелать провести незабываемое время наедине с книгой.

← Тисни «Лайк», щоб читати нас у Фейсбуці
    Поширити у Фейсбуці
    Надіслати у Messenger
    Надіслати в Telegram
    Надіслати у WhatsApp
    Зберегти в Pocket

    Додати коментар

    Такий e-mail вже зареєстровано. Скористуйтеся формою входу або введіть інший.

    Ви вказали некоректні логін або пароль

    Вибачте, для коментування необхідно увійти.