UPD 2013-08-13: читайте обновлённую версию Как составлять бриф.

На этапе подготовки к проекту любого масштаба нам потребуется узнать пожелания заказчика. Причем, лучше это будет не двухмегабайтная история переписки, а заполненный самим заказчиком документ.

В будущем этот документ станет основой техзадания (if $project_accepted==1 && $money++) или историей (if $project_accepted==0 && $waste_time==1), в том случае, если проект вы выполнять не станете. В любом случае, составление брифа не потребует много временных затрат, зато поможет лучше понять требования заказчика и выставить адекватную стоимость проекта.

Зачем нужен бриф?

Теперь давайте ответим на вопрос: «Зачем составлять бриф?». Если верить мне, то…

Бриф — документ, состоящий из вопросов исполнителя по проекту и ответов на них заказчика. Может использоваться в качестве основы для техзадания.

Я бы даже уточнил, что он «должен использоваться в качестве основы для техзадания». Бриф заполняется зачастую в довольно свободной форме, но я прошу делать это со всеми подробностями. Это делается для того, чтобы заказчик озвучил максимум мыслей по поводу того, каким он хочет видеть результат работы.

Составьте cписок вопросов

Исходя из своей специализации, составьте типовый список вопросов, которые нужно задать клиенту. Если ваша специализация позволяет браться за разные типы проектов, тогда можно смело сделать несколько брифов на разные темы.

Нужен логотип? Получите бриф. Надо дизайн сайта? Держите другой. Сверстать с рюшами? Вот ещё один.

При составлении списка старайтесь избегать закрытых вопросов (ответ на которые: «да» или «нет»). Дайте клиенту свободу в выражении мыслей. Да, вам придётся позже покопаться в потоке сознания, зато после этого половина работы будет готова, ведь вы сможете чётко понять, чего же от вас хотят. А как верно подмечено когда-то кем-то:

Правильно составленное техзадание — половина работы над проектом.

Естественно, ТЗ составляется легче, если под рукой есть подробный бриф.

Предложите уточнения

Не так просто правильно заполнить бриф. Помните, что клиенты тоже люди и старайтесь пояснять, чего вы от них хотите там, где это необходимо. Например, к вопросу «Целевая аудитория» не лишним будет добавить:

— страны, регионы, города;
— возраст, пол, национальность, семейное положение, образование, род занятий, уровень доходов;
— общественный класс, образ жизни, тип личности.

Если хотите спросить о пожеланиях к вёрстке, уточните:

— нужны ли комментарии в коде;
— стиль стартовой и для субстраниц должны быть в одном файле или в разных;
— фиксированная ширина страницы, с минимальным и максимальным значениями или полностью тянущаяся и прочее.

Попросите о примерах

Я всегда прошу указать несколько аналогичных проектов, которые нравятся заказчику и тех, которые не нравятся. И также объяснить, почему одни хороши, а другие нет. Зачастую так можно определить, как будет оцениваться проект в будущем.

Если мы слышим, что «название этой компании нужно писать через дефис» или «css лучше было убрать во внешний файл», то вам повезло. Это говорит о том, что клиент разбирается в нужном вопросе, а значит, комментарии будут по делу.

Оставьте место для заметок

Советую последним пунктом сделать «Другие комментарии» и пояснить, что туда нужно внести все остальные пожелания к проекту в произвольной форме. А также, что бы хотел видеть заказчик кроме описанного выше.

Когда отсылать бриф?

Дорога ложка к обеду. После обсуждения общих деталей предложите отправить бриф на почту. Это сэкономит вам и клиенту кучу времени: вам не нужно будет ждать, когда он в сети или может говорить по телефону, чтобы спросить «какого цвета делать мышь на лого?», а он сможет ответить на вопросы тогда, когда будет свободное время.

Важно отметить, что лучше заполнять бриф до определения стоимости проекта, т.к. увидев результат, может оказаться, что объем работы вырос от «сделать небольшой сайт для фирмы» до «нужен интернет-магазин с оплатой по безналу и экспортом в яндекс.маркет».

Оригинальный бриф

Хотите такой же, но без крыльев? Тогда можете сделать онлайн-бриф: страницу с несколькими формами, куда можно загружать логотип, примеры файлов, ссылки и другие документы. Это не так просто, как кажется, но оно того стоит: заказчик просто обязан оценить такое удобство.

Итоги

Специально не буду выкладывать пример брифа, т.к. каждый должен составлять его, основываясь на своих собственных вопросах к заказчику. Всегда помните о внимании к деталям и о том, что понять другого человека не так уж у сложно. Надо всего лишь задать правильные вопросы.

Желаю удачи и прошу поделиться своими вариантами составления брифа или как кто его ещё может называть.

Коменти

Дедушка

Виктор., общение должно логично заканчиваться составлением брифа, который включит в себя оговоренное.

Виктор Войс

С самых первых дней работы в сети пользуюсь брифом. Это экономия не только времени фрилансера, но и заказчика.

И да, не могу не согласиться с мыслью, что заказчику иногда сказать о своих требованиях проще, чем сформулировать их при заполнении брифа :) Поэтому общение, бесспорно, играет важную роль :)

infograph

Очень правильно все рааписано. Жаль, что не все работодатели это знают, буду давать им ссылку на вас теперь.

Oxygen

Зачётная статья!

Дедушка

Мне бы критики :)

Дедушка

DimoninG, отправить бриф дело пяти минут, прочесть — столько же. И сразу можно составить мнение о проекте. Мне даже сложно представить вменяемого человека, который не может открыть Word и ответить на 25 простых вопросов.

PS: текст с засечками, чтобы глаза не болели. Спасибо за мегакапчу.

DimoninG

Блог крутой, очень нравится оформление текста :)
По теме: больше половины проектов я не беру, если на все составлять краткие ТЗ и брифы своими силами, можно сойти с ума, а до работы так и не дойдет. Бриф – дело заказчика. И чем хуже он его сделает, тем хуже может ожидать результат.

Дедушка

Без запаса никуда, а работу я бы рекомендовал начинать только получения всего контента.

marketing-scout

Да, все верно. Очень часто заказчик забывает о деталях разговора, также часто у клиента возникает желание внести какие-то поправки, и пошло, и поехало :-) Поэтому тут важно даже не просто правильно составить бриф, а заранее предусмотреть все подводные камни, рассказать о них клиенту заранее и подстраховаться. Например, те же разработчики сайтов всегда сталкиваются с одной и той же проблемой – требуют от заказчика контент, а тот его вовремя предоставить не может. Причем иногда действительно требования к контенту могут измениться, потому что в процессе работы могут родиться новые полезные решения. В этом случае, при составлении брифа важно заранее определить реальные сроки, желательно с запасом, даже если у заказчика пожар. :-)

Дедушка

Евгений, вы правы, нужно акцентировать, что бриф это основа для ТЗ. Я, в случае непонимания, просто объясняю, что это обычный список вопросов, впрочем, так оно и есть. А вот ТЗ я привык считать как раз дополнением к основному договору выполнения работ.

marketing-scout

Хотелось бы дополнить Ваш пост. Бриф – это хорошо, но еще лучше, если техзадание будет продублировано в приложении к договору. Большинство клиентов даже слова такого не знают, как бриф, для многих это обычная бумажка. В спорных ситуациях клиенты зачастую даже не посмотрят на бриф, а приложение к договору на них подействует. Многие фрилансеры, конечно, не имеют предпринимательских счетов и работают без всяких договоров, но без этого не создать положительную финансовую историю, которая рано или поздно пригодится.

Кликер

По моему я не встречал более подробной статьи про брифы! Спасибо ! Очень много узнал интересного! Даже особо вопросов по этой теме я больше не имею!

operaman

Абсолютно согласен.
С недавних пор я тоже пользуюсь брифом и это отличная основа для ТЗ.
Написано интересно и познавательно, респект.